среда, 30 сентября 2015 г.

Рейтинг FOREX-брокеров в России в 2014 г.

Рынок розничных услуг FOREX -брокеров в России продолжает оставаться одним из самых закрытых и непрозрачных сегментов финансового рынка.
Отсутствие государственного регулирования FOREX -рынка не предполагало обязанности его участников публиковать данные об объемах операций.
Рынку услуг FOREX-брокеров в России свойственна высокая концентрация - в целом на долю 10 крупнейших FOREX-брокеров приходится более 80% рынка как по числу клиентов, так и по объему их оборотов.
В 2014 году 22 российских брокера приняли участие в анкетировании "Интерфакс - Центр экономического анализа" для подготовки обзора рынка услуг российских FOREX-брокеров, а также их рейтинга.
Удалось собрать почти 8 тыс. анкет трейдеров, которые использовались для верификации результатов анкетирования FOREX -компаний и для построения итогового рейтинга.
Около 400 тыс. физических лиц пользуются услугами FOREX -брокеров в России. При этом их совокупный среднемесячный оборот в 2014 г. составил около 350 млрд долл. Столь внушительный оборот брокеров объясняется прежде всего распространенной практикой предоставления трейдерам больших кредитных плеч. Совокупный размер привлеченных брокерами депозитов составляет всего около 0,5 млрд долл., что примерно равняется объему вкладов физических лиц в отечественном банке, входящем в топ-100. При этом средний размер клиентского депозита составляет около 0,9 тыс. долл.
По сравнению с 2013 г. совокупный объем операций физических лиц на рынке FOREX в 2014 г. сократился примерно на 20%, что было обусловлено сразу несколькими факторами.
<![if !supportLists]>·        <![endif]>Во-первых, низкая волатильность курсов валют развитых экономик снизила рентабельность и инвестиционную привлекательность валютных спекуляций.
<![if !supportLists]>·        <![endif]>Во-вторых, произошедший обвал рубля предоставил гражданам альтернативную возможность заработать посредством инвестиций в наличную валюту, что отвлекло их инвестиции со счетов FOREX-компаний.
<![if !supportLists]>·        <![endif]>В-третьих, развивающийся финансово-экономический кризис в России заставил задуматься многих валютных спекулянтов о более консервативных вариантах инвестиций и сбережения средств.
На долю трех крупнейших FOREX-брокеров приходится 60% активных клиентов (253 тыс. чел.) и 64% совокупного оборота (224 млрд долл.).
Тройка лидеров FOREX-брокеров в России по числу клиентов и  по объемам среднемесячных оборотов  выглядит следующим образом:
Alpari - 120,0 тыс. (28,3% рынка)  и 107,0 млрд долл. (30,5% рынка);
Forex Club - 71,8 тыс. (16,9%) и 63,3 млрд (18,1%);
TeleTRADE - 61,5 тыс. (14,5% рынка) и 54,3 млрд долл. (15,5% рынка).
По данным показателям компания Alpari лидирует с большим отрывом от основных конкурентов.
Весь 2014 г. отечественный рынок FOREX-ycлyг ожидал принятия закона о регулировании дилерской деятельности в этом секторе. Такой закон был наконец-то принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ в декабре 2014 года.
Парадокс заключается в том, что вот уже более 20 лет FOREX -компании развивают свой бизнес в России, привлекая средства населения, но только сейчас должен появиться государственный контроль деятельности брокеров. Такая ситуация объясняется прежде всего небольшими объемами привлекаемых FOREX -брокерами средств граждан по сравнению с другими сегментами финансового рынка, такими как банковский сектор и рынок ценных бумаг. Внимание государства в предыдущие годы было сосредоточено на регулировании более значимых рынков. Также важно, что розничный рынок FOREX является высокотехнологичным и преимущественно находится в виртуальном пространстве торговых систем брокеров, что существенно затрудняет контроль их деятельности.
Долгое отсутствие государственного регулирования породило ряд проблем на рынке услуг FOREX-компаний, с которыми сейчас предстоит столкнуться Центральному банку. Так, на рынке существуют мошеннические компании, чьей целью является сбор средств клиентов с последующим преднамеренным банкротством. По такой схеме финансовой пирамиды действовала украинская компания (об этой опасности мы не раз предупреждали рынок).
Сейчас расследованием ее деятельности занимаются следственные органы. Другой сложностью является тот факт, что большинство компаний ведут деятельность от лица компаний, зарегистрированных в офшорах, что подразумевает не только уход от налогов, но и невозможность их контроля регулятором.
Институциональные риски FOREX -компаний накладываются на низкую финансовую грамотность населения и неспособность большинства граждан адекватно оценивать принимаемые на себя риски и управлять ими. Зачастую, стремясь получить максимальный доход, инвесторы используют "кредитное плечо", что помимо возможности получить большую прибыль подразумевает и принятие большего риска. В результате около % инвесторов теряют деньги на рынке FOREX. Более того, совокупный доход частных инвесторов находится в отрицательной зоне, а основной выигрыш достается институциональным инвесторам.
Несмотря на сложности и опасности розничного рынка FOREX, запретить россиянам заниматься валютными спекуляциями невозможно. Так, многие российские банки, в том числе крупнейшие -ВТБ 24 и Альфа-Банк, уже сейчас активно предлагают клиентам возможность инвестиций на рынке FOREX (табл. 1 и 2), и аналогичные услуги предлагают также крупнейшие инвестиционные компании. Было бы нелогично запрещать их FOREX -продукты, так как их кредитные рейтинги, очевидно, предполагают достаточную степень защиты интересов частных инвесторов.
Спрос со стороны населения на услуги подобного рода в любом случае будет существовать, а значит, при принятии формально или фактически запретительных актов в России наши сограждане продолжат дистанционно, через Интернет, пользоваться услугами FOREX -брокеров, зарегистрированных за рубежом. В такой ситуации единственным решением, способным обеспечить и защитить интересы российских инвесторов, является введение государственного регулирования отрасли. Основная сложность этой задачи заключается в том, что соответствующее законодательство должно быть жестким, чтобы оградить инвесторов от неприемлемых рисков, но при этом и мягким, чтобы заинтересовать FOREX -компании в развитии бизнеса в российской юрисдикции.
Для защиты интересов частных инвесторов законодательство должно прежде всего ограничить институциональные риски рынка розничных FOREX -компаний. Так, введение требований к минимальному размеру их капитала в привязке к объему привлекаемых ими клиентских депозитов позволит ограничить риски невыполнения обязательств FOREX -брокера.
Также важным является требование размещать средства инвесторов на специальных номинальных счетах в российских банках, что позволит не только вернуть средства из офшоров, но и снизит риски потерь клиентов в случае дефолта банка. При этом при возникновении конфликтных ситуаций российским клиентам будет проще защищать собственные интересы в судах российской юрисдикции.
Важную роль в регулировании рынка розничных FOREX-услуг должна сыграть саморегулируемая организация, которую в соответствии с законом следует создать участникам рынка ценных бумаг. Ее деятельность должна быть направлена на помощь регулятору в контроле наиболее сложных технологичных нюансов розничного рынка FOREX, ограждении его от мошеннических компаний, препятствовании распространению услуг офшорных компаний через выявление и блокировку их интернет-сайтов.
Также предполагается, что участники СРО будут делать отчисления в специальный компенсационный фонд, средства которого пойдут на выплаты пострадавшим инвесторам в случае частичного невыполнения обязательств или банкротства брокера. Интрига ситуации заключается в том, что на рынке уже существует такая организация брокеров - НП ЦРФИН, в состав которой сейчас входят наиболее крупные FOREX -компании. Однако эта СРО создана не в соответствии с законом участниками рынка ценных бумаг, поэтому пока остается открытым вопрос, сможет ли НП ЦРФИН стать участником регулирования деятельности FOREX -брокеров.
Жесткость госрегулирования должна сочетаться с разумностью, предполагающей сохранение инвестиционной привлекательности рынка и равенства регулятивных требований для всех участников финансового рынка с целью недопущения возникновения регулятивного арбитража. Также принципиальным является вопрос, нужно ли ограничивать размер "кредитного плеча", предоставляемого инвесторам. Мировой опыт показывает, что ограничение "плеча" до размера 1:50, как это было сделано законодательно в США, приводит к бегству инвесторов в другие юрисдикции. По мнению участников рынка, оптимальным ограничением кредитных плеч является уровень в 1:100.
Принятым федеральным законом установлено, что соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом FOREX -дилеру, и размера обязательств физического лица не может быть меньше 1:50. Однако Банк России вправе изменить это соотношение, увеличив размер обязательства физлица не более чем в 2 раза (т. е. до соотношения 1:100).

А. В. БУЗДАЛИИ, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора Интерфакс - Центр экономического анализа
Источник: Банковское дело № 3, март 2015 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий